ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ


ВВЕДЕНИЕ

Большинство товаров и услуг, производимых на рынке, являются частными товарами и услугами. Такой товар или услуга покупаются потребителем, который хочет и может себе их позволить, а затем потребляются только им же, либо кем-то, кому покупатель их передает. Однако некоторые товары и услуги должны производиться общественным сектором или государством. Общественные товары и услуги оплачиваются за счет налоговых долларов и доступны всем, даже тем, кто не платит налогов. Это означает, что у налогоплательщиков есть стимул использовать общественные товары, стараясь, чтобы их производилось больше, и одновременно пытаясь переложить налоговое бремя на других. Это явление известно как "желание прокатиться за счет других".

Общественные товары характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью из потребления. Неисключаемость означает, что даже люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования. Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей. Хотя государство производит множество товаров и услуг, только те из них, которым свойственны эти два качества - совместное потребление и неисключаемость из потребления, - считаются чистыми общественными товарами и услугами.

ПОНЯТИЯ

Общественные товары и услуги

Налоги

Принцип неисключаемости

Совместное потребление

Проблема "желающих прокатиться за чужой счет"

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Только государство будет поставлять общественные товары и услуги, вследствие таких свойств этих продуктов, как совместное потребление и неисключаемость из потребления.

Продукты совместного потребления (или потребления без соперничества) - это такие продукты, которые могут быть использованы одновременно несколькими лицами, и при этом количество продукта, доступное другим потребителям, не уменьшается.

Продукт, неисключаемый из потребления - это такой продукт, который, будучи однажды произведен, не может быть изъят даже из потребления людьми, не платившими за его использование.

ЦЕЛИ

ОПИСАНИЕ УРОКА

Ученики проводят в классе опыт по потреблению частного и общественного товара и делают выводы относительно свойств этих товаров. Затем они проводят обследование налогоплательщиков и делают обобщения о побудительных стимулах людей оплачивать долю затрат на товары и услуги, которые они получат вне зависимости от того, платили ли они за них или нет.

ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ

Два урока. День первый - процедуры 1-6. День второй - процедура 7 и Оценка.

МАТЕРИАЛЫ

Один слайд и одна копия Демонстрационного материала 1 на бумаге
  • По три копии Упражнения 1 на каждого ученика
  • По одной копии Упражнения 2 и Упражнения 3 на каждого ученика

  • По два небольших листка бумаги на каждого ученика

    ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

    1. Проинформируйте класс, что сегодня состоится незапланированная контрольная работа из четырех вопросов. Покажите ученикам сложенную и скрепленную копию Демонстрационного материала 1, содержащую как вопросы, так и ответы контрольной работы. Скажите учащимся, что вы продаете эти копии по $1 за штуку и готовы принять долговые расписки. Вы не разрешите никому, кто приобрел копию материала, делиться ею с другими учениками.

    2. Раздайте каждому ученику по два небольших листка бумаги. Пусть учащиеся на одном из листков напишут свое имя и под ним "да", если они хотят купить материал контрольной работы, или "нет", если они не хотят этого делать. Попросите учеников сохранить второй листок бумаги для Раунда 2. Соберите листки и подсчитайте результаты. Запишите результаты на доске под заголовком "Раунд 1".

    3. Теперь скажите классу, что вы решили для упрощения своей задачи и для экономии бумаги - которой в школе не хватает - перевести текст на слайд. Покажите ученикам заголовок Демонстрационного материала 1 на экране.

    4. Проинформируйте учеников, что вы все еще готовы продать данную информацию за $1. Пусть учащиеся на одном из листков напишут свое имя и под ним "да", если они хотят купить информацию, содержащуюся на слайде, или "нет", если они не хотят этого делать. Соберите листки и подсчитайте результаты. Запишите результаты на доске под заголовком "Раунд 2".

    5. Направьте обсуждение в классе, задав следующие вопросы:

      1. Почему большее число учеников готовы купить копию "Экономической контрольной работы с ответами" в Раунде 1, чем в Раунде 2? (В Раунде 1 информация была доступна только тем ученикам, которые заплатили за нее. В Раунде 2 некоторые ученики должны были сообразить, что если один человек заплатит за показ слайда, учитель не сможет сделать так, чтобы остальные не смогли его увидеть.)

      2. Объясните, что частные товары и услуги - это те, которые могут быть приобретены и потреблены только одним лицом за один раз, и те люди, которые не платят за частный товар, могут быть исключены из пользования им. Попросите учеников привести примеры частных товаров. (Гамбургеры, автомобили, пицца, билеты в кино и почти все остальное, что покупает подросток.) Спросите учеников, в каком из Раундов "Экономическая контрольная работа с ответами" выступала в качестве частного товара, и попросите объяснить, почему. (В Раунде 1.)

      3. Объясните, что общественные товары - это те, которые, раз уж они доступны, могут быть использованы многими людьми одновременно, и при этом количество товара, доступное для остальных, не снижается. Кроме того, общественные товары не могут быть изъяты из потребления теми, кто не платит за них. В случае с общественными товарами, отдельные люди зачастую не станут добровольно платить за продукт столько, во сколько они реально его ценят, так как они могут "прокатиться за счет других" и насладиться товарами и услугами, даже если за них платят другие. Пусть ученики объяснят, почему слайд Демонстрационного материала 1 являлся общественным товаром. Попросите их привести другие примеры общественных товаров. (Скорее всего, они предложат в качестве таковых дороги, дамбы, национальную оборону, общественное образование, систему судопроизводства, маяки, прогнозы погоды, освещение улиц, полицию и пожарную охрану, национальные леса и дикую природу.) Укажите, что не все товары и услуги, производимые государством, являются чистыми общественными товарами и услугами, потому что скопление людей и перегруженность часто означают, что использование продуктов одними людьми не позволит пользоваться ими другим людям, и в ряде случаев имеется возможность не допустить потребление предоставляемых государством продуктов теми, кто не платит за эти продукты. Лишь продукты с двумя свойствами - совместного потребления и неисключаемости из потребления - считаются чистыми общественными товарами и услугами.

      4. Что произошло с вашим стимулом к покупке информации о контрольной работе, когда она стала вам доступна вне зависимости от того, заплатили вы за это или нет? (У учеников стало меньше стимулов платить - это проблема "проезда за счет других".)

      5. Что происходит со стимулом потребителей к оплате общественных товаров и услуг, таких как дамбы, национальная оборона, дороги и защита со стороны полиции, когда они могут получить эти услуги вне зависимости от того, платят ли они за них или нет? (Стимулов платить становится меньше.)

      6. Если у потребителей немного стимулов к оплате товаров и услуг, что происходит с количеством производимых товаров и услуг? (Становится меньше стимулов и средств производить их, даже если потребители действительно нуждаются в них.)

      7. Поскольку потребители не хотят платить за эти товары и услуги, кто будет платить за них? (Государство должно обеспечить производство товаров и услуг, когда имеет место совместное потребление, или когда трудно исключить из пользования продуктом тех, кто не хочет платить за него.)

      8. Каким образом государство это делает? (Через налогообложение государство может потребовать у граждан заплатить за свою долю. Таким способом проблема "проезда за счет других" может быть разрешена, или по крайней мере ослаблена.)

    6. Раздайте по три копии Упражнения 1 каждому ученику. Попросите их опросить по крайней мере по три взрослых.

    7. Когда опросы будут завершены, разделите учеников на группы и раздайте в классе Упражнение 2. Дайте ученикам задание записать результаты своих опросов и используйте эту информацию для ответа на вопросы. Пусть группы поделятся своими выводами и обобщениями.

    ОЦЕНКА

    Раздайте в классе Упражнение 3. Дайте ученикам задание найти две газетные статьи об общественных товарах и услугах и приложите статьи к раздаваемым материалам. Ученикам необходимо будет ответить на шесть вопросов из Упражнения 3 применительно к каждой из статей.

    Сайт управляется системой uCoz