ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Закон спроса утверждает, что при увеличении цены на продукт величина спроса уменьшается. И наоборот, с уменьшением цены величина спроса возрастает. Однако это оставляет открытым вопрос: Будут ли потребители покупать намного больше или меньше, когда цены, соответственно, снижаются или повышаются, или же только немногим больше или меньше? Эластичность спроса по цене - это мера реакции потребителей на изменение цены. Понимание эластичности спроса по цене поможет учащимся более глубоко разобраться в том, как бизнес-фирмы принимают ценовые решения, а также в том, что должно учитывать правительство, решая вопрос о налогообложении того или иного продукта.

ПОНЯТИЯ

Спрос

Эластичность спроса по цене

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Экономисты описывают шкалу спроса на различные товары или услуги как неэластичную, если величина реакции на изменение цены относительно мала по сравнению с изменением цены. Если величина реакции относительно велика, спрос считается эластичным.

Спрос на продукты, которые имеют мало близких заменителей, и затраты на которые составляют незначительную часть бюджета потребителей, обычно бывает неэластичным. Спрос на продукты, имеющие много близких заменителей, и затраты на которые составляют большую часть бюджета потребителей, обычно бывает эластичным.

В долгосрочной перспективе спрос обычно более эластичен, чем в краткосрочной.

ЦЕЛИ

ОПИСАНИЕ УРОКА

На этом занятии учащиеся рассмотрят характеристики продуктов с целью определения эластичности спроса по цене; подсчитают изменения общей выручки для определения эластичности; проанализируют влияние эластичности на вопросы общественной политики и бизнеса.

ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ

Три урока. День первый - процедуры 1 и 2. День второй - процедуры 3-6. День третий - процедура 7 и Оценка.

МАТЕРИАЛЫ

Слайд Демонстрационного материала 1.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  1. Раздайте копии Упражнения 1 каждому учащемуся и попросите их прочитать Часть I. Обсудите следующие вопросы:

    1. Что утверждает закон спроса? (Цена и величина спроса находятся в обратной зависимости.)

    2. Что такое эластичность спроса по цене? (Мера потребительской ценовой реакции. Она показывает, насколько изменяется величина спроса в зависимости от изменения цены.)

    3. Что такое эластичный спрос? (Ситуация, когда изменение величины спроса сравнительно больше изменения цены.)

    4. Что такое неэластичный спрос? (Ситуация, когда изменение величины спроса сравнительно меньше, чем изменение цены.)

    5. Какие факторы обычно влияют на эластичность спроса на продукт по цене? (Много или мало заменителей имеет данный продукт; занимает ли данный продукт значительную или незначительную часть потребительского бюджета; и наконец, сколь долго вынуждены потребители реагировать на изменение цены.)

  2. Попросите учащихся выполнить Часть II Упражнения 1. По окончании работы обсудите ее результаты.

  3. Раздайте по копии Упражнения 2 каждому учащемуся. Попросите их прочитать Часть I. Обсудите с ними:

    1. Что такое общая выручка? (Цена, умноженная на величину спроса.)

    2. В чем проявляется ценовой эффект в отношении общей выручки при росте цены? (Ведет к увеличению общей выручки, так как каждая единица продукции продается по более высокой цене.)

    3. В чем проявляется количественный эффект в отношении общей выручки при росте цены? (Ведет к уменьшению общей выручки, так как по более высокой цене будет продано меньше единиц продукции.)

    4. Что происходит с общей выручкой при возрастании цены? (Она может увеличиться или уменьшиться в зависимости от того, какой эффект окажется сильнее: ценовой или количественный. Если ценовой эффект больше количественного, общая выручка увеличится. Если ценовой эффект меньше, чем количественный, общая выручка уменьшится.)

    5. В чем проявляется ценовой эффект в отношении общей выручки при снижении цены? (Уменьшает общую выручку, так как единица продукции продается по более низкой цене.)

    6. В чем проявляется количественный эффект в отношении общей выручки при снижении цены? (Ведет к увеличению общей выручки, так как по более низкой цене будет продано больше единиц продукции.)

    7. Что происходит с общей выручкой, когда цены падают? (Она может увеличиться или уменьшиться в зависимости от того, какой эффект окажется сильнее: ценовой или количественный. Если ценовой эффект больше количественного, общая выручка уменьшится. Если ценовой эффект меньше количественного, общая выручка увеличится.)

    8. Как вы объясните эластичный спрос с точки зрения ценового и количественного эффектов? (При эластичном спросе ценовой эффект меньше, чем количественный, поэтому цена и общая выручка движутся в противоположных направлениях.)

    9. Как вы объясните неэластичный спрос с точки зрения ценового и количественного эффектов? (При неэластичном спросе ценовой эффект больше, чем количественный, поэтому цена и общая выручка движутся в одном направлении.)

    10. Что произойдет с общей выручкой, если влияние цены и влияние количества одинаковы? (Общая выручка останется неизменной. Это называется спросом единичной эластичности.)

  4. Попросите учащихся завершить Часть II Упражнения 2. По окончании работы обсудите их ответы.

    (Процедуры 5 и 6 составлены для применения в классах с расширенным изучением графического анализа.)

  5. Покажите учащимся Демонстрационный материал 1 для альтернативного объяснения зависимости эластичности спроса и общей выручки. Поясните, что верхний график показывает спрос на продукт А. При его цене в $2 спрос будет на уровне 10000 единиц, и общая выручка составит $20000. Если цена возрастет до $4, величина спроса уменьшится до 6000 единиц, и общая выручка будет $24000. Так как и цена, и общая выручка возросли, то в этом ценовом диапазоне спрос неэластичен. Объясните, что прямоугольник, расположенный слева вверху, показывает воздействие цены на общую выручку, а расположенный справа внизу - воздействие количества на общую выручку. Поскольку здесь ценовой эффект больше, чем количественный, то изменение цены сильнее воздействует на общую выручку.

  6. Поясните, что нижний график показывает спрос на продукт В. Как и для продукта А, спрос будет на уровне 10000 единиц при цене в $2. Однако если цена возрастет до $4, величина спроса уменьшится до 4000 единиц, и общая выручка будет 16000 долларов. В этом случае, цена и общая выручка движутся в противоположных направлениях, то есть в данном ценовом диапазоне спрос эластичен. На графике показано, что количественный эффект больше, чем ценовой.

  7. Раздайте копии Упражнения 3 каждому учащемуся и попросите их следовать изложенной там инструкции. После выполнения задания обсудите ответы на приведенные вопросы. Это предоставит хорошую возможность доказать, что некорректные предположения об эластичности спроса могут привести к неверному политическому выбору.

ОЦЕНКА

Пусть учащиеся предположат, что их школа получает 30% своего бюджета от продажи прохладительных напитков. Для получения большей выручки, достаточной для покупки компьютерных программ, Школьный совет рассматривает вопрос об увеличении цены прохладительных напитков на 20 центов. Пусть учащиеся проведут рыночный опрос среди учеников своей школы с целью определить, сколько банок прохладительных напитков покупает каждый из них еженедельно по текущим ценам, и сколько они будут покупать в неделю по более высокой цене. Попросите учащихся определить, исходя из этих данных, является ли спрос эластичным или неэластичным в данном ценовом диапазоне, и на основании проведенного исследования написать рекомендации для Школьного совета.


ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ


УПРАЖНЕНИЕ 1

  1. Соль - Неэластичен. Имеет мало заменителей и занимает незначительную часть потребительского бюджета.

  2. Новые автомобили - Эластичен. Подержанные автомобили являются широко распространенными заменителями, и новые машины занимают значительную часть потребительского бюджета.

  3. Свиная отбивная - Эластичен. Имеет множество заменителей.

  4. Отпуск в Европе - Эластичен. Существует много других мест для проведения отпуска, и путешествие в Европу для большинства потребителей сопряжено с большими расходами.

  5. Инсулин - Неэластичен. Мало заменителей.

  6. Инсулин в одной из четырех аптек большого торгового центра - Более эластичен. Конкуренция обеспечивает товары-заменители.

  7. Бензин, покупаемый на следующий день после повышения его цены на 20 % - Неэластичен. У потребителей не было достаточно времени, чтобы привыкнуть к более высокой цене на бензин.

  8. Бензин, продаваемый через год после повышения его цены на 20 % - Более эластичен, чем в пункте 7, но, возможно, все еще несколько неэластичен. Многие потребители перейдут на более экономичные модели машин, либо найдут другие альтернативы, такие как общественный транспорт, большая заполняемость своих машин или более частая регулировка двигателя.

УПРАЖНЕНИЕ 2

  1. A. $10х100 = $1000;
    B. $9x110 = $990;

    C. Ц , ОВ - неэластичен.

  2. А. $6x60 = $360;
    B. $9x50 = $450;

    C. Ц , ОВ - неэластичен.

  3. А. $6.50x100 = $650;
    B. $6x200 = $1200;

    C. Ц , ОВ - эластичен.

  4. А. $4x300 = $1200;
    B. $3.75x400 = $1500;

    C. Ц , ОВ - эластичен.

  5. Так как количественный эффект больше, чем ценовой.

  6. Так как количественный эффект меньше, чем ценовой.

УПРАЖНЕНИЕ 3

  1. Неправ. Он предположил, что спрос на эту продукцию является эластичным, а это не так. Поэтому его заключение о том, что повышение налогов на сигареты и спиртные напитки сильно уменьшит их потребление, является ложным. Налоги на эти товары очень незначительно сдержат их потребление.

  2. Неправ. Существует множество способов экономии бензина - путем использования небольших автомобилей, более полной их заполняемости и езды в общественном транспорте. Когда в 1970-х годах цены на бензин резко возросли, его потребление в отдельных штатах в течении ряда лет упало на семь процентов в год.

  3. Предположение Вика Аквы неверно. Спрос на воду является неэластичным, но увеличение ее цены немного сдержит потребление, так как люди уменьшат расход воды на то, что представляется им наименее важным, например, на полив газонов и мытье дорожек и подъездов к дому.

  4. Предположение Скай неверно. Она считает, что спрос на воздушные перелеты одинаково эластичен как для деловых людей, так и для отпускников. Тот факт, что спрос бизнесменов на полеты гораздо менее эластичен, объясняется тем, что они в большинстве случаев планируют свои поездки заранее и не могут их отложить, перенести или остаться на выходные дни с той же легкостью, как отпускники. Отпускники более легко переносят свои поездки, используют другие виды транспорта или изменяют пункты своего маршрута таким образом, чтобы не пользоваться воздушным сообщением вообще или частично.

Сайт управляется системой uCoz