УПРАЖНЕНИЕ 6 к уроку КОГДА НЕТ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ДЕЛО АВИАКОМПАНИЙ: ЧЕМ КРУПНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?


Имя, фамилия ____________________________________________


Представьте себе, что прошло 10 лет, и вас наняли на работу в качестве экономиста-консультанта в Отдел Антитрестов Департамента Юстиции. К вам на рецензию поступило приведенное ниже дело. Воспользуйтесь всеми своими знаниями в области рынков и информацией, представленной в деле, для подготовки предложений для помощника министра юстиции, отвечающего за антитрестовскую политику.

Две относительно молодые авиакомпании, "Гигантские Авиалинии" ("Gigantic Airways") и "Общенациональные Авиалинии" ("Nationwide Airlines"), объявили о своих планах объединения. В приведенной ниже таблице показаны ведущие авиакомпании и их доли в общей продаже билетов в США за последний год.

Юнайтед (United) 17%
Американ (American) 15%
Дельта (Delta) 14%
Гигантские Авиалинии (Gigantic) 11%
США-Воздух (U.S. Air) 10%
Общенациональная (Nationwide) 9%
Юго-запад (Southwest) 8%
Все остальные 16%

В течение последних пяти лет отрасль авиаперевозок стала гораздо более концентрированной в связи с тем, что более мелкие авиакомпании покинули рынок или слились с крупными. Обратите внимание, что в настоящее время на четыре крупнейшие авиакомпании приходится 57% всех продаж.

Аргументы: Некоторые штатные юристы Департамента Юстиции считают, что следует воспрепятствовать слиянию. По их мнению, слияние четвертой и шестой из крупнейших авиакомпаний продолжит то, что они рассматривают как нездоровую тенденцию к укрупнению авиакомпаний, большей концентрации продаж и меньшей конкуренции. После слияния новая авиакомпания станет самой крупной в стране со значительно увеличившимся числом продаж по сравнению с тем, что имеют в настоящее время ведущие авиалинии. Агрессивная рекламная кампания, проводимая крупными авиалиниями, создает значительный барьер для вхождения в рынок новых потенциальных конкурентов.

В бумагах, подготовленных юристами заинтересованных авиакомпаний, выдвигаются аргументы в пользу слияния, которое, по их мнению, не повлияет с материальной стороны на конкуренцию в данной отрасли. Большую часть бизнеса "Гигантских Авиалиний" составляют полеты "с побережья на побережье" с использованием больших самолетов. "Общенациональные Авиалинии" специализируются на полетах на более короткие расстояния маленькими самолетами и использование концепции "узловых аэропортов". Сегодня только четыре города обслуживаются обеими компаниями. Кроме того, юристы аргументируют, что из-за высокой конкуренции со стороны крупнейших авиапредприятий, сложившейся в настоящее время в данной отрасли, в долгосрочной перспективе ни одна авиакомпания не сможет выжить без слияния. После слияния компания будет отводить больше бюджетных средств на рекламу и сможет значительно экономить на бронировании и продаже билетов.

Юристы компании утверждают, что если любое из данных двух авиапредприятий потерпит неудачу, то утраченные вследствие этого продажи, скорее всего, достанутся преимущественно трем крупнейшим авиакомпаниям, что сконцентрирует рынок в гораздо большей степени. Юристы пытаются убедить, что один сильный конкурент лучше, чем две меньшие по размерам компании, вышедшие из бизнеса.

Вопрос: Должен ли Департамент Юстиции заявить, что он выступает против слияния? Каковы ваши рекомендации? Объясните свою позицию.

_________ Поддерживаю слияние.

_________ Выступаю против слияния.

Почему? _________________________________

Сайт управляется системой uCoz