КОГДА НЕТ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ


ВВЕДЕНИЕ

Большинство рынков не удовлетворяет условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, на которые довольно легко попасть или их покинуть. Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько видов близких товаров-заменителей. На многие рынки нелегко попасть из-за высоких капитальных затрат и сложности конкуренции с установившимися производителями, продающими хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров. Кроме того, на многих важных рынках чаще действует небольшое количество крупных продавцов, а не множество мелких. Например. в сфере производства таких продуктов, как автомобили, жевательная резинка, сигареты, пишущие машинки, фотокопировальное оборудование и швейные машины, на четыре крупнейшие американские компании-производителя приходится более трех четвертей всех продаж по соответствующей отрасли. На местных рынках иногда наличествуют всего несколько конкурирующих фирм, даже если на государственном или региональном уровне конкурирует значительно большее их число. Например, даже если в большом городе имеется значительное число продавцов бензина, в каком-то конкретном районе этого города может существовать сильная конкуренция между всего лишь несколькими продавцами. Из вышеизложенного следует, что учащимся важно понимать следующие характеристики и последствия несовершенной конкуренции на рынках:

  1. На рынках с несовершенной конкуренцией фирмы часто зависимы друг от друга, и действия одной из них сильно влияют на условия деятельности ее конкурентов.

  2. Крупные фирмы, конкурирующие друг с другом, часто стараются избегать прямой ценовой конкуренции. Это возникает из-за неопределенности реакции фирм-конкурентов на изменение цены и наличия взаимных интересов в удержании цен выше уровня, который господствовал бы в условиях чистой конкуренции.

  3. На рынках с несовершенной конкуренцией как крупные, так и мелкие фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что особенно проявляется в рекламе, подчеркивающей реальное или воображаемое различие в товарах и услугах, поставляемых потребителям.

  4. На рынках, где доминируют крупные фирмы, существует сильное давление в поддержку ценового сговора. Хотя в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, где фиксирование цен является нелегальным, сговор чаще происходит не в явной, а в "подразумеваемой" форме.

В общем и целом, конкуренция между большим числом мелких фирм, производящих идентичную продукцию, желательна, так как ее результатом является снижение цен для потребителей и более эффективное использование ограниченных ресурсов. Несовершенная конкуренция обычно приводит к ограничению выпуска продукции и более высоким ценам. Однако иногда эти негативные результаты компенсируются за счет того, что крупные фирмы имеют преимущество благодаря эффектам масштаба, что позволяет им снижать производственные затраты и цены. Кроме того, абсолютно очевидно, что для потребителей лучше иметь большее разнообразие стилей и видов продукции, что ассоциируется до определенной степени с несовершенной конкуренцией, чем идентичную продукцию совершенной конкуренции - модели, предложенной экономистами.

Оценка любого конкретного рынка с несовершенной конкуренцией требует тщательного взвешивания всех этих выгод и затрат. Нет никаких сомнений, что для поддержания эффективной степени конкуренции государственная политика должна быть направлена на ограничение чрезвычайной концентрации власти на рынке и на недопущение позорных случаев сговора. Однако такая политика не должна простираться настолько далеко, чтобы допустить развал крупных фирм только потому, что на рынке нет совершенной конкуренции.

ПОНЯТИЯ

Конкуренция и структура рынка

Взаимозависимость на несовершенных рынках

Неценовая конкуренция

Сговор на рынках с несовершенной конкуренцией

Рынки с несовершенной конкуренцией и государственная политика

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Уровень конкуренции на рынке в значительной степени определяется числом покупателей и продавцов на этом рынке.

Активная конкуренция между продавцами обычно приводит к снижению цен и уменьшению уровня прибыли.

Сговор среди покупателей или продавцов уменьшает степень конкуренции на рынке. Сговор более затруднен на рынках с большим количеством покупателей и продавцов.

В долгосрочной перспективе уровень конкуренции в отрасли в значительной степени определяется тем, насколько трудно и дорого для новых фирм войти в этот рынок.

ЦЕЛИ

ОПИСАНИЕ УРОКА

Используется набор рабочих листков для изучения: 1) спроса и ценовых решений, с которыми сталкиваются фирмы при несовершенной конкуренции; 2) взаимозависимости в ситуации, когда действия одной фирмы имеют большое влияние на другие фирмы на рынке; 3) существующей тенденции для фирм, заключивших формальное или неформальное ценовое соглашение, проходить через стадии сговора, а затем нарушения соглашения о сговоре; 4) общественно-политических решений по поводу слияния, когда не вполне ясно, приведет ли это слияние к более или менее эффективной конкуренции в уже весьма насыщенной отрасли. Кроме того, учащиеся проведут исследование по вопросам приверженности к определенной фабричной марке и цен на рынке джинсов.

ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ

Три урока. День первый - Процедуры 1-5 (Упражнение 4 будет окончено и обсуждено на день или два позднее). День второй - Процедуры 6 и 7. День третий - Процедуры 8-11 и Оценка.

МАТЕРИАЛЫ

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  1. Раздайте по копии Упражнения 1 каждому учащемуся. После обсуждения основных характерных черт рынков с совершенной и несовершенной конкуренцией попросите учащихся заполнить рабочие листки. Рекомендуемые ответы могут быть следующими:

    1. Фермер, выращивающий пшеницу. Сельскохозяйственные продукты, вероятно, являются самым лучшим примером рынка с совершенной конкуренцией (кроме наличия государственного контроля за ценами, - смотри Урок 6). Если ваша цена выше рыночной, ваши продажи будут равны нулю, поскольку покупатели пшеницы могут купить идентичный продукт по рыночной цене у любого другого из многочисленных продавцов. При повышении цены ваши продажи не увеличатся. Вы можете продать все, что захотите, по рыночной цене, поэтому не имеет смысла снижать цену ниже рыночной.

    2. Местная электрокомпания. Это пример естественной монополии, самой экстремальной формы рынка с несовершенной конкуренцией. У данного продукта нет близких заменителей; кроме того, на рынке всего один продавец. При повышении цены ваши продажи упадут, но скорее всего, незначительно, так как спрос на электричество неэластичен. Точно так же, при снижении цены ваши продажи лишь ненамного возрастут. (Смотри Урок 7 об эластичности спроса.)

    3. Производитель американских автомобилей. Это пример рынка олигополии с небольшим количеством крупных продавцов. Такие рынки характеризуются высокой степенью взаимозависимости. При повышении своей цены вы можете потерять большое количество продаж, если конкуренты не последуют вашему примеру, так как большинство людей рассматривают различные типы автомобилей как близкие заменители. При снижении своей цены вы можете захватить большое число продаж ваших конкурентов, если они тоже не снизят свои цены. Но скорее всего, они это сделают, чтобы соответствовать уменьшению вашей цены, по крайней мере в большинстве случаев. Вы никогда не можете быть уверены, что произойдет при уменьшении или увеличении вашей цены, поскольку результат зависит от того, как поступят другие продавцы.

    4. Цветочный магазин. Этот пример подобен описанному выше, когда продукты различных продавцов являются близкими заменителями. Но в большинстве крупных и мелких городов США намного больше цветочных магазинов, чем производителей автомобилей. Этот тип несовершенного рынка называется монополистической конкуренцией. В общем, если вы поднимаете цены, вы теряете некоторое количество продаж. Если же вы снижаете цены, вы приобретаете дополнительное количество продаж. Но реальные результаты будут зависеть от того, сколько продавцов на рынке; в какой степени потребители рассматривают продукцию и сопутствующие услуги в конкурирующих магазинах близкими заменителями друг друга; и насколько чувствительны покупатели к изменениям цен, поскольку цены составляют незначительную часть бюджета большинства потребителей.

  2. Кратко обсудите, почему на рынках с несовершенной конкуренцией фирмам приходится устанавливать цены и принимать решения о выпуске продукции в условиях большой неопределенности. Затем сообщите, что вы собираетесь продемонстрировать классу с помощью модели, которая, на первый взгляд, имеет мало общего с экономикой, такую же неопределенность при принятии решения.

  3. Раздайте копии Упражнения 2 "Дилемма заключенных". После прочтения материала учащимися, подробно рассмотрите последствия всех решений, с которыми сталкиваются заключенные, для того, чтобы убедиться, что ученики их правильно поняли.

  4. Попросите учащихся ответить на вопросы с 1 по 4 и обсудите ответы. (Тот ученик, который скажет: "Я бы не признался и получил всего один год тюрьмы", вероятно, не понял сути дилеммы. Персонально, признание является наилучшим решением, - оно обеспечивает самый короткий срок заключения - независимо от того, какое решение принял другой преступник. Но если ни один из воров не признается, общий срок заключения может быть меньше. То, что произойдет с каждым из них, зависит от действий другого. Если Керли или Мо не уверены друг в друге, то, возможно, наилучшим выходом является признание, поскольку это приведет к "меньшему из всех зол", которые могут с ними произойти, - в худшем случае пять лет заключения для того, кто признается, или десять лет за отказ от признания. Керли и Мо не следует признаваться только в том случае, если они абсолютно уверены, что этого не сделает ни один из них, либо если они боятся мести за свое признание. И помните - они с самого начала знают, что они оба грабители!

    Рекомендуемые ответы включают следующие положения:

    1. Керли следует признаться, так как иначе ему грозит десять лет тюрьмы, а так - только пять.

    2. Керли следует признаться, так как иначе он пойде