
ВВЕДЕНИЕ
Иногда государство вмешивается в действие рыночных сил, устанавливая минимальные цены или максимальные цены на специфические товары и услуги. Примеры подобного законодательного контроля цен включают минимальные цены на молоко и зернопродукты для поддержки сельскохозяйственных производителей; законы о минимальной заработной плате на рынках труда; а также максимальные цены за аренду квартир, на бензин в 1970-е г.г. и на многие продукты - во время Первой и Второй мировой войн. Экономисты, как правило, выступают против такого контроля цен, кроме, возможно, устанавливаемого в условиях военного времени. Несмотря на это, подобные политические меры продолжают оказывать важное влияние на ряд ключевых рынков в экономике США.
ПОНЯТИЯ
Рынки и цены
Предложение и спрос
Нехватки и избытки
Рационирование
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Цены, установленные предложением и спросом, представляют собой меры относительной ограниченности продуктов.
Нехватки и избытки в рыночной экономике обычно приводят к изменениям цен.
Когда устанавливается контроль за ценами, возникают нехватки и избытки, создающие долгосрочные проблемы распределения в экономике.
ЦЕЛИ
ОПИСАНИЕ УРОКА
Учащиеся пользуются графиками предложения и спроса для иллюстрации эффектов законодательного контроля цен на конкурентных рынках.
ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ
Один урок.
МАТЕРИАЛЫ
Слайд Демонстрационного материала 1.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Правильные ответы:
Комментарии по поводу вариантов, рассматриваемых спортивным директором, могут включать:
Ответы:
Объясните, что эта часть упражнения указывает на то, почему большинство экономистов обычно критически настроено в отношении программ поддержания цен. Дебаты по поводу политических мер на самом деле включают в себя обсуждение и различные интерпретации подобных экономических аспектов программ поддержания цен. Однако в этих дебатах и мерах часто доминируют интересы политического характера. Скажите учащимся, что вы воспользуетесь Частью II Упражнения 3 для обсуждения этих аспектов программ поддержания цен.
ОЦЕНКА
Скажите ученикам, что они должны решить следующую гипотетическую проблему:
"Величайшая рок-группа нашего времени - подумайте о группе еще лучшей, чем любая группа, о которой вы когда-либо слышали - соберется вместе на одно последнее турне из трех концертов. Два первых концерта будут продолжаться по одному вечеру каждый в Нью-Йорке, Чикаго или Лос-Анджелесе (выберите два города, наиболее далеких от вашей местности), а третий состоится в вашем родном городе. Эта группа существует уже долго, и у нее много фанов в возрасте за 30, за 40, равно как и более молодых поклонников. По соображениям акустики концерт не может проводиться на стадионе. Он состоится в небольшой аудитории, насчитывающей ровно 10000 мест." Спрос на билеты на этот заключительный концерт в вашем городе может быть показан в виде линии с отрицательным наклоном, как на графике ниже. (Нарисуйте его на доске или на слайде, и нарисуйте также вертикальную кривую предложения на уровне 10000 мест. Не надписывайте чисел на вертикальной оси.)
Первой задачей учеников будет оценить, какова будет цена рыночного равновесия для этого концерта. Предположите, что нет особенно плохих мест и хороших мест, и поэтому все билеты одинаково хороши. При какой цене, по мнению учащихся, величина спроса будет ровно 10000?
(Разрешите дискуссию в классе по этому поводу - если ученики скажут, что рыночная цена будет $50 или $60, они, вероятно, не понимают допущений - билеты на некоторые концерты существующих групп уже стоят такую или большую сумму. Если ученики скажут, что цена в кассе будет $50, но спекулянты, вероятно, запросят $100, то они не понимают концепции цены очищения рынка. Один из способов описать цену очищения рынка - это самая низкая цена, при которой невозможна спекуляция. Другими словами, всякий, кто хочет купить билет по такой цене, может это сделать. Некоторые классы могут прийти к согласию по поводу столь низкой цены, как $100, а некоторые классы, возможно, предположат, что цена будет не ниже $1000 - "Использованный корешок от билета может стоить $100." "Сколько тысяч человек из других городов захотят билеты?" "Эти билеты будут цениться больше, чем места у ринга на матче за звание чемпиона по боксу.")
Через несколько минут определите разумную цену и объявите: "Хорошо, скажем, что цена рыночного равновесия - $ ____ . Но стойте! Мы только что получили телеграмму от группы. Они говорят, что хотят дать этот последний концерт в нашем городе в знак особой благодарности своим фанам. Они пожертвуют любой прибылью от этого концерта и даже оплатят все необходимые расходы. Но они хотят быть абсолютно уверены, что ни один билет не будет продан дороже, чем за $5. Каким образом мы это сделаем?"
(Некоторые ученики могут предложить схемы типа продажи за $500 леденца с вложенным "бесплатным" билетом на концерт, но заявление ансамбля имеет намерение исключить подобные подходы. Дискуссия, скорее всего, сконцентрируется на двух альтернативах: "первым пришел - первым обслужен" и какой-либо вариант слепого жребия. В обоих случаях ключевым является количество билетов, которое может быть приобретено одним лицом. Скорее всего, много споров вызовет проблема перепродажи билетов, или спекуляции. Может быть предложено, что перепродажу билетов следует сделать невозможной, приклеив на билеты фотографии каждого покупателя и потребовав предъявления удостоверения личности с соответствующей фотографией для входа на концерт. Некоторые учащиеся, возможно, будут доказывать, что в спекуляции нет ничего дурного, поскольку она выгодна и покупателю, и продавцу, а в противном случае ее бы не было. Тем, кому посчастливилось достать билеты, каким бы образом они не распределялись, не следует запрещать получение выгоды от билетов, либо путем их использования, либо от их продажи.
Продажа одного билета "в одни руки" значительно уменьшит проблему спекуляции, однако посещение концерта в одиночку не приносит должного удовольствия. Два билета "в одни руки", возможно, хороший компромисс. Четыре билета на каждого сделали бы возможным спекуляцию в широких масштабах.
Политика "первым пришел - первым обслужен" должна породить вопросы о нарушениях общественного порядка и санитарных проблемах в местах продажи билетов, однако, скорее всего, она найдет поддержку у многих учеников, которые могут сказать: "Тот, кто готов три недели лежать в грязи в спальном мешке, заслужил билет". Другие ученики могут привести аргумент, что "богатые" люди могут нанять других стоять за себя в очереди. Эти ученики могут полагать, что слепой жребий был бы более справедлив - люди, которые хотят получить билеты, могли бы послать чек на $10, указав регистрационный номер социального обеспечения, чтобы убедиться, что на одного человека приходится только один чек. Затем можно вытянуть 5000 заявок. Каждый из этих людей получил бы по два билета; все остальные получают свой чек назад, за вычетом накладных расходов.
Оба варианта дают некоторые несправедливые и неэффективные результаты. Основной урок контроля за ценами заключается в том, что когда мы не даем рынку делать свою работу, мы сталкиваемся с серьезными проблемами, пытаясь распределить товары и услуги справедливым и эффективным способом. (Отметьте, что состав аудитории, которая попадет на концерт - более молодые или более пожилые, лица с более высокими или с более низкими доходами, местные жители или жители других городов - будет зависеть от того, какие именно правила будут установлены.)