КОНТРОЛЬ ЦЕН: СЛИШКОМ НИЗКО ИЛИ СЛИШКОМ ВЫСОКО


ВВЕДЕНИЕ

Иногда государство вмешивается в действие рыночных сил, устанавливая минимальные цены или максимальные цены на специфические товары и услуги. Примеры подобного законодательного контроля цен включают минимальные цены на молоко и зернопродукты для поддержки сельскохозяйственных производителей; законы о минимальной заработной плате на рынках труда; а также максимальные цены за аренду квартир, на бензин в 1970-е г.г. и на многие продукты - во время Первой и Второй мировой войн. Экономисты, как правило, выступают против такого контроля цен, кроме, возможно, устанавливаемого в условиях военного времени. Несмотря на это, подобные политические меры продолжают оказывать важное влияние на ряд ключевых рынков в экономике США.

ПОНЯТИЯ

Рынки и цены

Предложение и спрос

Нехватки и избытки

Рационирование

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Цены, установленные предложением и спросом, представляют собой меры относительной ограниченности продуктов.

Нехватки и избытки в рыночной экономике обычно приводят к изменениям цен.

Когда устанавливается контроль за ценами, возникают нехватки и избытки, создающие долгосрочные проблемы распределения в экономике.

ЦЕЛИ

ОПИСАНИЕ УРОКА

Учащиеся пользуются графиками предложения и спроса для иллюстрации эффектов законодательного контроля цен на конкурентных рынках.

ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ

Один урок.

МАТЕРИАЛЫ

Слайд Демонстрационного материала 1.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  1. Изучив базовые материалы, касающиеся того, каким образом рыночные цены устанавливаются силами предложения и спроса (см. Уроки 3-5), начните обсуждение контроля за ценами с вопроса о какой-либо цене, которую некоторые ученики могут считать "несправедливой". В качестве примеров могут послужить цены на компакт-диски, бензин и билеты в кино; некоторые учащиеся могут также полагать, что минимальная зарплата является чересчур низкой. Направьте дискуссию на обсуждение вопроса: "Следует ли государству делать что-либо с теми ценами, которые некоторым из вас представляются несправедливыми?"
  2. Покажите Демонстрационный материал 1 для иллюстрации базовых терминов и понятий, используемых при изучении эффектов контроля за ценами.
  3. Повторите значение и важность рыночного равновесия, или равновесной цены в $50 и равновесного количества 120.
  4. Объясните, что нижний уровень цен - это законодательно фиксированная цена, установленная выше цены рыночного равновесия, а верхний уровень цен - это законодательно фиксированная цена, установленная ниже цены рыночного равновесия.
  5. Раздайте по копии Упражнения 1 каждому ученику и попросите учащихся ответить на вопросы в малых группах или в виде индивидуального задания. Обсуждение должно включить в себя следующее:
    1. Цена рыночного равновесия равна $50, так как это единственная цена, при которой величина предложения равна величине спроса.
    2. Равновесные величина спроса и величина предложения равны 120 штукам.
    3. При цене $30 величина спроса составляет около 160 штук, а величина предложения - около 70 штук. Объясните, что эта разница - количество, на которое величина спроса превышает величину предложения при цене ниже цены рыночного равновесия - называется нехваткой.
    4. При цене $80 величина предложения составляет около 190, а величина спроса - около 70. Объясните, что эта разница - количество, на которое величина предложения превышает величину спроса при цене выше цены рыночного равновесия - называется избытком.
  6. Попросите учащихся привести примеры существующих верхних и нижних уровней цен. (Минимальная зарплата и поддержание цен на сельхозпродукцию являются примерами нижних уровней цен; законы о "ростовщичестве", устанавливающие максимальные проценты по займам на кредитные карточки, а также контроль цен на бензин в 1970-х г.г. - примеры верхних уровней цен.)
  7. Раздайте по копии Упражнения 2 каждому ученику. Пусть ученики ответят на вопросы, либо в ходе обсуждения в группах, либо в виде индивидуального задания.

    Правильные ответы:

    1. Количество мест на стадионе фиксировано, и не увеличится и не уменьшится в ответ на изменение цен на билеты. Однако данное ограничение существует, только когда число мест равно 60000. Предложение сезонных абонементов, фиксированное на уровне 40000 мест, является чисто административным решением. Во многих университетах в случае увеличения цены администрация увеличила бы и количество сезонных абонементов, приблизив его к величине полной вместимости стадиона.
    2. Общее число билетов - 60000; количество сезонных абонементов - 40000.
    3. Около 70000.
    4. Имеет место нехватка билетов, поскольку величина спроса при данной цене больше величины предложения.

    Комментарии по поводу вариантов, рассматриваемых спортивным директором, могут включать:

    1. Некоторые студенты могут посчитать повышение цены до уровня цены рыночного равновесия наиболее справедливым и эффективным решением; однако университет может быть назван жадным и потерять расположение со стороны сообщества.
    2. Принцип "первым пришел - первым обслужен" может быть расценен как несправедливый теми, кто живет за пределами города и не имеет возможности стоять в очереди. (Заметьте: в программе распределения по принципу "первым пришел - первым обслужен" важно ограничить число билетов, которое может приобрести каждое лицо. В противном случае, первые в очереди купят все билеты, чтобы перепродать их по более высоким ценам.)
    3. "Слепой" жребий может быть расценен как справедливый в том смысле, что все, кто хотят иметь сезонный абонемент, имеют равные шансы купить его; однако покупатели билетов с большим стажем и те, кто поддерживает университет, могут посчитать это весьма несправедливым.
    4. Отмена продажи билетов на одну игру решит только часть проблемы и расстроит тех, кто может посетить только одну или две игры.
    5. Сокращение количества мест для студентов вызовет протест со стороны последних - можно предсказать их вопрос: "Для кого, в первую очередь, существует университет?"
  8. Раздайте по копии Упражнения 3, Часть I, каждому ученику. Повторив объяснение того, как контроль цен используется в молочной промышленности, попросите учеников ответить на вопросы на листках упражнения.

    Ответы:

    1. Избыток, поскольку величина предложения превышает величину спроса при нижнем уровне цен, равном $1.40, что выше цены рыночного равновесия.
    2. $1.00.
    3. Очевидно, доходы фермеров, производящих молочную продукцию, в значительной степени понизятся, особенно у тех из них, производственные затраты которых относительно высоки. Многие из малых фермеров, вероятно, будут вынуждены перейти на производство других сельскохозяйственных продуктов или совсем бросить заниматься фермерством. Потребители молока и молочных продуктов выиграют от снижения цен. Уменьшение затрат на покупку и хранение избыточной продукции и на реализацию программы поддержания цен снизило бы государственные расходы и принесло бы выигрыш налогоплательщикам.

    Объясните, что эта часть упражнения указывает на то, почему большинство экономистов обычно критически настроено в отношении программ поддержания цен. Дебаты по поводу политических мер на самом деле включают в себя обсуждение и различные интерпретации подобных экономических аспектов программ поддержания цен. Однако в этих дебатах и мерах часто доминируют интересы политического характера. Скажите учащимся, что вы воспользуетесь Частью II Упражнения 3 для обсуждения этих аспектов программ поддержания цен.

  9. Раздайте по копии Упражнения 3, Часть II, каждому ученику. Попросите учащихся прочесть заявления каждого из выступавших и ответить на вопросы внизу страницы. Обсудите Часть II, отметив следующие моменты: Приведенные заявления отражают типичную беспорядочную смесь экономических и политических соображений. Там не содержится определенного ответа на вопрос о том, что произойдет с ценой молока, однако большинство экономистов полагает, что комментарии Мисс Дурайт более точны. Заявления сенатора Фоксфайера, что без ценового контроля цены на молоко могли бы быть даже более высокими, не учитывают эффектов конкуренции. Если только не существует серьезных барьеров на вхождение в отрасль, можно ожидать, что конкуренция предотвратит установление монополистического уровня цен, - а без контроля цен количество производителей молока, вероятно, будет все еще значительным. Отметьте, что эффекты от программ поддержания цен часто наносят ущерб в очень небольшом размере большому количеству людей (в данном случае, потребителям молока и налогоплательщикам), и приносят существенную помощь незначительному числу людей (в данном случае, производителям молока). Поэтому комментарии сенатора Фоксфайера часто бывают политически очень убедительными. Группы со специфическими интересами готовы уделить много усилий и денег своим попыткам лоббирования, поскольку для них ставки высоки - им есть, что приобрести или потерять. Потребители и налогоплательщики, которые выиграли бы от более низких цен на молоко, не так явно сосредоточены на вопросе, так как для них ставки не столь высоки - индивидуально, они могут очень мало что выиграть или потерять, даже если в целом они часто приобрели бы больше, чем потеряли бы группы со специфическими интересами в случае отмены контроля цен. (См. Урок 14, где приводятся обсуждения и упражнения на тему о влиянии специфических интересов.)

ОЦЕНКА

Скажите ученикам, что они должны решить следующую гипотетическую проблему:

"Величайшая рок-группа нашего времени - подумайте о группе еще лучшей, чем любая группа, о которой вы когда-либо слышали - соберется вместе на одно последнее турне из трех концертов. Два первых концерта будут продолжаться по одному вечеру каждый в Нью-Йорке, Чикаго или Лос-Анджелесе (выберите два города, наиболее далеких от вашей местности), а третий состоится в вашем родном городе. Эта группа существует уже долго, и у нее много фанов в возрасте за 30, за 40, равно как и более молодых поклонников. По соображениям акустики концерт не может проводиться на стадионе. Он состоится в небольшой аудитории, насчитывающей ровно 10000 мест." Спрос на билеты на этот заключительный концерт в вашем городе может быть показан в виде линии с отрицательным наклоном, как на графике ниже. (Нарисуйте его на доске или на слайде, и нарисуйте также вертикальную кривую предложения на уровне 10000 мест. Не надписывайте чисел на вертикальной оси.)

Первой задачей учеников будет оценить, какова будет цена рыночного равновесия для этого концерта. Предположите, что нет особенно плохих мест и хороших мест, и поэтому все билеты одинаково хороши. При какой цене, по мнению учащихся, величина спроса будет ровно 10000?

(Разрешите дискуссию в классе по этому поводу - если ученики скажут, что рыночная цена будет $50 или $60, они, вероятно, не понимают допущений - билеты на некоторые концерты существующих групп уже стоят такую или большую сумму. Если ученики скажут, что цена в кассе будет $50, но спекулянты, вероятно, запросят $100, то они не понимают концепции цены очищения рынка. Один из способов описать цену очищения рынка - это самая низкая цена, при которой невозможна спекуляция. Другими словами, всякий, кто хочет купить билет по такой цене, может это сделать. Некоторые классы могут прийти к согласию по поводу столь низкой цены, как $100, а некоторые классы, возможно, предположат, что цена будет не ниже $1000 - "Использованный корешок от билета может стоить $100." "Сколько тысяч человек из других городов захотят билеты?" "Эти билеты будут цениться больше, чем места у ринга на матче за звание чемпиона по боксу.")

Через несколько минут определите разумную цену и объявите: "Хорошо, скажем, что цена рыночного равновесия - $ ____ . Но стойте! Мы только что получили телеграмму от группы. Они говорят, что хотят дать этот последний концерт в нашем городе в знак особой благодарности своим фанам. Они пожертвуют любой прибылью от этого концерта и даже оплатят все необходимые расходы. Но они хотят быть абсолютно уверены, что ни один билет не будет продан дороже, чем за $5. Каким образом мы это сделаем?"

(Некоторые ученики могут предложить схемы типа продажи за $500 леденца с вложенным "бесплатным" билетом на концерт, но заявление ансамбля имеет намерение исключить подобные подходы. Дискуссия, скорее всего, сконцентрируется на двух альтернативах: "первым пришел - первым обслужен" и какой-либо вариант слепого жребия. В обоих случаях ключевым является количество билетов, которое может быть приобретено одним лицом. Скорее всего, много споров вызовет проблема перепродажи билетов, или спекуляции. Может быть предложено, что перепродажу билетов следует сделать невозможной, приклеив на билеты фотографии каждого покупателя и потребовав предъявления удостоверения личности с соответствующей фотографией для входа на концерт. Некоторые учащиеся, возможно, будут доказывать, что в спекуляции нет ничего дурного, поскольку она выгодна и покупателю, и продавцу, а в противном случае ее бы не было. Тем, кому посчастливилось достать билеты, каким бы образом они не распределялись, не следует запрещать получение выгоды от билетов, либо путем их использования, либо от их продажи.

Продажа одного билета "в одни руки" значительно уменьшит проблему спекуляции, однако посещение концерта в одиночку не приносит должного удовольствия. Два билета "в одни руки", возможно, хороший компромисс. Четыре билета на каждого сделали бы возможным спекуляцию в широких масштабах.

Политика "первым пришел - первым обслужен" должна породить вопросы о нарушениях общественного порядка и санитарных проблемах в местах продажи билетов, однако, скорее всего, она найдет поддержку у многих учеников, которые могут сказать: "Тот, кто готов три недели лежать в грязи в спальном мешке, заслужил билет". Другие ученики могут привести аргумент, что "богатые" люди могут нанять других стоять за себя в очереди. Эти ученики могут полагать, что слепой жребий был бы более справедлив - люди, которые хотят получить билеты, могли бы послать чек на $10, указав регистрационный номер социального обеспечения, чтобы убедиться, что на одного человека приходится только один чек. Затем можно вытянуть 5000 заявок. Каждый из этих людей получил бы по два билета; все остальные получают свой чек назад, за вычетом накладных расходов.

Оба варианта дают некоторые несправедливые и неэффективные результаты. Основной урок контроля за ценами заключается в том, что когда мы не даем рынку делать свою работу, мы сталкиваемся с серьезными проблемами, пытаясь распределить товары и услуги справедливым и эффективным способом. (Отметьте, что состав аудитории, которая попадет на концерт - более молодые или более пожилые, лица с более высокими или с более низкими доходами, местные жители или жители других городов - будет зависеть от того, какие именно правила будут установлены.)

Сайт управляется системой uCoz